Творения мастеров, владеющих папье-маше, дошли до нас в виде огромных колон с лепниной в Эрмитаже, в виде скульптур богов в буддийских храмах, в виде лаковых шкатулок с миниатюрами.


История папье-маше в России

Два века назад московский купец Петр Иванович Коробов, изучивший технологию немецких лаков, изготовляющихся фабрикой Иоганна Штобвассера в городе Брауншвейге, основал в 1795 году в селе Даниловке (часть современного села Федоскино) небольшую фабрику. Местные крестьяне с помощью вывезенных из Германии мастеров быстро освоили технологию изготовления папье-маше, материала, из которого и поныне создают лаковые шкатулки, украшаемые красочной миниатюрой. Поначалу зародившееся в России лаковое производство выпускало лакированные козырьки для военных головных уборов, потом – круглые табакерки, модные в начале XIX века.

В 1818 году Федоскинская фабрика перешла к зятю Коробова Петру Васильевичу Лукутину (1784-1863), затем к сыну Александру.

Техника изготовления папье-маше отличает русские лаки самим материалом от более древних – японских и китайских лаков с основой на дереве.

Нарезанные ленты картона смазываются мучным клейстером и навиваются на деревянные или металлические болванки нужных форм: шкатулки, ларцы, коробочки для мелочей, чайницы и прочие изделия. После прессования заготовку снимают и пропитывают льняным маслом, сушат в специальных шкафах при температуре до 100˚С. Потом приделывают крышку и приделывают донышко. После чего изделие обрабатывается стамесками, наждаками с целью достижения нужного контура формы, шпаклюется и просушивается. После шлифовки накладывается черный лак в несколько слоев. Внутренняя поверхность коробки окрашивается в красный цвет и покрывается бесцветным лаком. Прежде чем приступить к миниатюре черная поверхность пемзуется, отчего она становиться матовой. На нее наноситься рисунок путем перевода или прочерчивания, и начинается сложный процесс живописи. Традиционно в Федоскине пишут масляными красками, соответственно применяя метод реалистической живописи, воспринятый от традиции искусства XVIII-XIX веков.


История маски

Слово «маска» происходит от латинского «личина». В древности маска являлась воплощением родовой силы племени, и шаманы использовали различные типы масок с разными культовыми целями. Древние греки превратили маску в неотъемлемую часть античного театра. Актерами в нем могли быть только мужчины, которым приходилось, искусно меняя маски, играть в одном спектакле несколько ролей. В Древней Руси масками пользовались скоморохи, а в средневековой Европе — труппы бродячих актеров.

Атрибутом праздничного действа маска становится в XVI веке с возникновением комедии дель-арте, или комедии масок, представляющей собой сценическое действо, не связанное жестким сценарием. Маскарады возникли в Италии и оттуда распространились по многим европейским странам. Маски являются атрибутом традиционного театра Японии, Южной и Юго-Восточной Азии и др.вляются атрибутом традиционного театра Японии, Южной и Юго-Восточной Азии и др.